Магически-охранительное, личностно-этническое, табуированно-вожделенное

Магически-охранительное, личностно-этническое, табуированно-вожделенное

Агнец – распространённый поэтический образ в молитвах христиан. Это символ смирения и покорности. Это и символ удмуртского народа, ведомый бурными потоками глобализации на заклание, т. е. на ассимиляцию, на исчезновение, на вымирание. Человеческая цивилизация жертвует малочисленными народами ради перспективы неоднозначного и неясного будущего. При этом народ смиренно и покорно идёт по уготованному Богом пути, выполняя программу своей Божественной судьбы...

Выполняя эту судьбоносную программу, по этой столбовой дороге нащупывают свои шаги в творчестве Кучыран Юри и Жон-Жон Сандыр. Преобладание экспериментальной направленности и поиск актуальных форм приводят их в непознанный мир этнофутуризма. Это переломный период в творчестве и самоидентификации, насыщенный глубинными переживаниями. В постижении таких форм искусства, как перформанс, видеоарт, хеппенинг, инсталляция, на основе национального, рождается тот лёгкий, почти неуловимый момент в процессе творческой работы, когда удаётся понять и выразить сущность собственного «Я», оценить себя как часть финно-угорского и Целого мира.

Художники ищут яркое состояние перехода из физического мира «Maa» в мир глубинных сакральных переживаний «Myy». Это личностная молитва, разрушение наносного, распутывание кармических узлов, обнажение спрятанных сокровищ из глубины сердца. Это итог творческого самовыражения, итог работы над собой через страдания и лишения, прощение и покорность. Это призыв в свой внутренний храм, внутренний берег сокровищ.

В судьбоносной программе удмуртского народа, в программе его творческих представителей главным является создание личностной мифологии на основе национального, финно- угорского, которая становится метафорой человеческой жизни и отдельного народа.

Языком видеоарта художники исследует самого себя, проживая свою, а не чужую роль. Раскрываются личностные табуированные истории, используя основополагающие виды искусства – пластику, музыку, рисование, работу со словом.

Это и работа с кодами космических и кармических программ в жизни человека. Художники производят настройку с высшими энергиями и аспектами своей духовной истории. Это истинная духовная практика, ведущая к трансформации и обретению глубокой связи со Всевышним.

Художники в области этнофутуризма организовали в 2010 году творческую группу «Эмноюмно», которая вошла в «Творческое объединение «Ижкар». «Ижкар» стал своеобразным правопреемником неформальной творческой группы «Одомаа». С 1998 по 2012 год проведены 11 Международных этнофутуристических фестивалей и 5 Международных этнофутуристических симпозиумов. В процессе проведения этих акций художниками-этнофутуристами был принят манифест «Этнофутуризм. Мера чистоты сердца есть содержание». Опираясь на прошлое, работать для будущего: Этнофутуризм не стиль, а направление движения и своеобразная идеология. Художественное творчество – это «серьёзная игра» с символами, архетипами, мифологемами национальной культуры, следовательно, их новое осмысление в свете современности. Это возможность общения и взаимообогащения национальных культур на основе общечеловеческих ценностей. Это оживление мира при помощи глубинного бессознательного, чтобы социум очеловечивался, стал тоньше и восприимчивее. Это духовнная взаимопомощь, как инструмент более яркого проявления индивидуальности. В эпиграфе тезисов манифеста выбрали высказывание Хосе Ортега и-Гассет: «По настоящему существенная сила, побуждающая и питающая процесс, есть всегда национальная догма...».

В группе «Эмноюмно» наряду с работой в таких жанрах как графика живопись, аутентичный перформанс и видеоарт параллельно шла работа в передвижной радиостанции-медиалаборатории «Эмноюмно», которая была своего рода этнической звуковой манящей меткой, пронизывающим призывом, Вселенским набатом, музыкальным холотропом. Работа медиалаборатории состояла из диалога культур, джинглов, мантр, молитв — импровизаций мастеров разных жанров искусств. Медиалаборатория создана для решения экспериментальных творческих задач в сфере визуального интерактивного искусства и разработки новых форм информационной выразительности, связаных с традицией (медиаперформанс, медиаинсталляция, медиаскульптура, медиаландшафт – медиасреда, сетевое искусство, интернет-арт, саунд-арт – психоакустика).Проведение фестивалей, симпозиумов, выставок, акций, выступлений, презентаций. Живое общение с публикой (арт- терапия). Выявление новых имён в сфере видео, звуковой, визуальной, живой и неведомой поэзии. Обмен опытом и передача знаний в области мультимедийных технологий и авторских практик в области интерактивного искусства. Создание образовательных проектов: информационные фильмы, цикл телевизионных и радиопрограмм, лекции, семинары, конференции, интернет проекты, публикации. Развитие музыкального холотропа, состоящего из диалога культур, джинглов, мантр, молитв, импровизаций мастеров жанра, музыки самобытных композиторов, песнопений, манифестов новой магии...

Выступления художников Кучыран Юри и Жон-Жон Сандыр отличаются глубиной чувственного содержания, многогранностью образов и ассоциаций, мифологическим символизмом. Их действия – это уже перформансы, вобравшие в себя черты обряда, личностного мифа с выявлением табуированных внутренних движений, песнопений, речитатива, ритма в своей программе Божественной судьбы.

Это и видеоарт «Коллё ву» («Небесная балланда») с изображением самых энергийных артикуляционных стоп-кадров завораживающего этнического моления на удмуртском языческом капище «Чыртыё пужым» в Вавожском районе Удмуртии. Это мифическая музыка Божественной Пустоты – музыка энергийного терапевтического речитатива..

Это и состояние пограничного трансперсонального заплыва – «Выжон».Преодоление полосы безвременья и отчуждённости. Художники показывают в мифопоэтическом экстазе глубинные магические личностные Внутренние Миры.

Это и яркие шаги в постижении коллективного сладостного душевно-божественного состояния в видеоарте «Лу, лул!», где истоки национального характера, богатство многовековой культуры народа, бесценные традиции, зашифрованы в бытовых привычках, различных обрядах, праздниках, играх, песнях, в языке, в пусах, в орнаментах – во всей духовной культуре края.

Это и первые шаги – «Тэ-тэ», как первая неуверенная поступь из физического мира «Маа» в запредельный мир «Mуу», в мир табу и запретов, в мир познания самого себя. Это незримая пелена глубокой бесконечности трансперсонального состояния, множества открытий самого себя. Непреодолимая тяга в Высь в постижении Истины и Полноты.

Это и «Пуш нер» – внутренняя розга. Это долгий и нескончаемый призыв друг к другу к соблюдению экологии природы, экологии души без страха, без комплексов. Декларация своего стремления к безупречности, постижения Божественной глубины.

Это и «Кынар кабон» – ловля силы, могущества, мощи, средства и состояния. Это массовое действо-хеппенинг основано на новой личностной и коллективной мифологии. Это этническое действо подсознательно указывает людям на настоятельную необходимость укрепления той серебряной ниточки, ведущей к пращурам: почитания рода, их кладези силы, основанной на уважении и любви.

Это и «Гож» – черта, пронизывающая всё наше Мироздание. Она как лезвие ножа. Сильна его манящая опасная красота. И только у Лезвия ножа, наиболее полно раскрываются Личностные Миры – Вселенные. Это импульс, воодушевлённый силой и мощью первозданных форм, новых мечтаний, образов и догадок. Раскрытие сокровенного внутреннего табуированного пространства двух шаманов с личностным речитативом, жестами, танцами. Это пробуждение души в пограничном пространстве. Это Дорога жизни, поиск Истины, высвобождение от кармических узлов, творческое соперничество, приобретающее истинный первородный магический смысл, который не знает национальных разграничений.

Нас разъединяет большая географическая территория, но объединяет память и постижение коллективного континентального подсознания.

Это и рука, выходящая из главной удмуртской геральдической восьмиконечной звезды – «Шудо кизили» («Счастливая звезда»), являющейся оберегом Удмуртии, в аутентичном перформансе «Бур на!» («Ну, здравствуй!»). Это призывное приглашение во Внутреннюю Удмуртию: «Бур на!». Декларация Силы Духа на пути обретения этого вожделенного Пространства Удмуртской Шамбалы через спонтанную духовную графику и камлание.

...Удмуртский народ смиренно и покорно идёт по уготованному Богом пути, выполняя программу своей Божественной судьбы. И два шамана – Кучыран Юри и Жон-Жон Сандыр, представителя этого многострадального народа, со свечками в руках выполняют свои магически-охранительные, личностно-этнические, табуированно-вожделенные танцы в видеоарте «Одо маран». Это спасительный удмуртский напев. Движения исполняются под странное шаманское пение Кучыран Юри, выкликающий исконно удмуртские имена-патронимы, имена-воршуды (воршуд — хранитель рода) 87 молодых городских удмуртов, возвратившихся под лоно удмуртской патронимии, увидевших красоту и неповторимость, естественность, гармоничность и силу национального имянаречения.

 

Кучыран Юри, Жон-Жон Сандыр

художники-этнофутуристы

г. Ижевск, Удмуртия